marie_bitok (marie_bitok) wrote,
marie_bitok
marie_bitok

Король провокации

Я рассказчик, а не моралист
Тарантино
Одним словом, Квентин Тарантино выпустил свой очередной, восьмой по счету, фильм. И началось: «это уже было!», «мастер повторяется!», «Омерзительная восьмерка» омерзительна!», «это гениально!», «на Тарантино надо ходить!», «даже для Тарантино это слишком!». Продолжайте, господа, продолжайте, он ведь именно этого и хотел: чтобы о нем говорили и спорили, смотрели его и ждали. И его провокация блестяще удалась.

«Омерзительная восьмерка» аккуратно сопоставляет Квентина Тарантино с самим Феллини (вспоминаем его «8 с половиной»), и в игре намеков и ассоциаций режиссер блистателен. Игра эта так заразительная, что даже флегматичная российская эстрада несколько раз апеллировала к имени режиссера, такому заветному для современных киноманов. Каждый раз, говоря о Тарантино, хочется голосом Владимира Кристовского произнести: «Квентин, может, ты, конечно не заметил…». Но Квентин замечает все и оказывается в нужное время в нужном месте, и ему всегда есть, что сказать.

Уж точно хотя бы пара хороших историй для нас у него в запасе найдется. Он превращает их в сценарии, и, кажется, считает именно это своей первоочередной задачей: «Если история не задалась на уровне сценария, то я даже не буду пытаться перенести его на съемочную площадку — для меня это все равно, что ловить рыбу без удочки». Так что нет ничего удивительного в том, что у него уже имеются «Оскары» и «Золотые глобусы» за лучшие оригинальные сценарии, его «Джанго освобожденный» в 2013-м вообще собрал почти полный комплект престижнейших наград. И «Омерзительная восьмерка» тоже начала свое шествие по планете с номинации на последнем «Глобусе».

Талант рассказчика, это почти утраченное сегодня умение, поднимает Тарантино над кинематографическим многообразием сегодняшнего дня: он как будто бы возвышается над любителями многообразных приемов и «постмодернистской» мишурой. Так что, можете бросать в меня камнями, но я настаиваю на том, что если у автора есть стиль, да к тому же такой, что ни с кем другим его никогда не спутаешь, он имеет право на повторения и самоцитирования. Вернее так: режиссер, выработавший свой собственный стиль, имеет полное право пользоваться им! Допустим, все, что есть в «Омерзительной восьмерке» мы уже однажды где-то видели, но ведь мы все равно вовремя подходим к кассе, стоим в очереди и берем билетики на ближайший сеанс. Наверное, потому что уже хотя бы немного знаем Квентина – этого сотоварища наших многих дружеских посиделок, и даже если он не скажет нам ничего нового, мы согласны на историю, похожую на одну из тех, что уже знаем.

Он создал свою вселенную, в чем-то абсурдную, в чем-то наивную, в чем-то противоречивую (ну, это на наш взгляд), но она есть и то, что нам иногда разрешен доступ в нее, почему-то греет сердце. Поэтому не просматривайте список актерского состава – в самом фильме вы все равно не найдете знакомых лиц – каждый раз это обман, каждый раз за известным именем будет скрываться кто угодно, только не тот, кого вы привычно ожидали увидеть, встретив на афише знакомое имя. Тарантино снимает одних и тех же? Ну так ведь отшлифовано же все, плод долгих трудов воплотился в замысел, замысел воплотился в фильм. Как создатель той самой вселенной он прекрасно знает все правильные ответы наперед. Ведь если окружность колеса получается идеальной, никто не откажется от его использования, мотивируя это тем, что теперь духовный поиск окончен.

Так что спорьте, восклицайте, не сходитесь во мнениях, наслаждайтесь, но лишь после того, как посмотрите «Восьмерку» именно в кинотеатре. Хотя бы чтобы потом был повод голосом известной певицы пропеть: «На серебряной машине мы в кино на Тарантино-о…».
Tags: Кинозал для одного
Subscribe

  • Стать игрой света

    «Верхний свет» (« Skylight ») – камерная пьеса современного британского драматурга Дэвида Хэа, которая впервые была…

  • Ихтиандр из Портороссо

    Мое лето сделал мультфильм «Лука». Вернее, не сделал, а сформировал, создал, задал ему настроение, в конце концов. Это необыкновенное…

  • Танцуй так, будто никто не видит

    «Еще по одной» начинает с того, что ставит в тупик: вот это номинировали на Оскар? Потому что все здесь раскачивается очень долго и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments