?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Премьера

Сегодня утром я написала сообщение: "Пусть наш театр возродится с этого спектакля!", честно говоря, написала как бы авансом, хотя на прогон ходила и впечатление уже сложилось. Сейчас, вечером я готова сказать, что я увидела в этом спектакле то, что может дать нашему театру шанс на жизнь. Я вспомнила это чувство, когда ты аплодируешь актерам не из этикетных соображений, а от радости, что тебе довелось видеть все это!

После прогона я написала в одной из соцсетей: "В детстве мне казалось, что нет места прекраснее, чем этот зал. Родители начали водить меня в Кабардинский театр еще в том возрасте, когда я совсем ничего не понимала. Помню да сих пор реплики из спектаклей тех лет, помню наших актеров молодыми и веселыми, помню, как они дружили с мамой и папой... Однажды во время какой-то посиделки по поводу юбилейного спектакля папа повел меня по коридорам, за кулисы, туда, где были сложены декорации к другим спектаклям... Это было настоящее таинство приобщения к волшебному миру театра. С тех пор так много изменилось и, к сожалению, мое отношение к нашему театру тоже... Но так хочется сохранить это волнение при прикосновении к миру чудес, и хочется, чтобы это волнение возникало на каждом спектакле."

Сегодня мне почти верится, что я сохраню это волнение...
Из негативного: публика совершенно разучилась смотреть спектакли - в сельских клубах в каких-нибудь 50-х зритель гораздо лучше умел уважать себя...

Ну а теперь "официальная" рецензия о спектакле))

СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ МОТИВОВ «РЕТРО»
В течение последних нескольких лет Кабардинских государственный драматический театр им. А.А. Шогенцукова крайне редко балует публику премьерами, что привело к практически полному его выпадению из общественной жизни. Он уже не ставит вопросов и не отвечает на них, не становится для зрителя способом ухода от повседневности, по большому счету, он уже и развлечению публики не служит. Все это очень больно осознавать, потому что еще совсем недавно мы имели театр с обширным и стабильным репертуаром, постоянной публикой и несколькими труппами, между которыми сложились прочные традиции преемственности поколений.
Возможно, именно с этим связано то, что те редкие премьеры, которые случаются, мы ждем с таким нетерпением и нескрываемой надеждой на возможность вновь прикоснуться к удивительному миру театра. Казалось бы, в этой ситуации должна вспомниться известная поговорка про безрыбье, но состоявшийся 10 июня показ нового спектакля стал добротной и самодостаточной работой, воспринимающейся без отношения к контексту сложившейся в театре ситуации. «БлэкIам къэгазэ иIэкъым» – дебютная постановка режиссера Андзора Емкужева по пьесе Александра Галина «Ретро».
В центре повествования – взаимоотношения поколений, [не]способность их идти на диалог и вообще [не]возможность такого диалога. Желая пристроить стареющего отца, его дочь и зять подыскивают ему невесту, ситуация проходит несколько стадий – взаимную глухоту, комедию положений, упреки, отчаяние, безысходность. По ходу развития действия зритель переживает вместе с героями все их эмоциональные всплески и падения, постоянно задаваясь вопросом: на ком лежит вина за сложившееся положение вещей? Ответ однозначным быть не может, несмотря на соблазн во всем обвинить младших. Рассказы героев о своей жизни невольно наталкивают на мысль о том, что в старости все мы расплачиваемся (или будем расплачиваться) за жизненные ошибки – за эгоизм, невнимание к детям и нехватку на них времени, за игру с судьбой «в поддавки» и неумение радоваться тому, что имеешь. И те, кто сегодня обрекает героев пьесы на одиночество, унижая их за страх перед старостью, сами рискуют однажды оказаться на их месте.
Пьеса Александра Галина написана в жанре трагикомедии: в ее ткань умело вплетена грусть, при этом она остается легкой благодаря меткому юмору, комическим ситуациям, но доминирующей нотой остается все же неизбывное чувство одиночества и тоска по прошлому, которого не вернешь. Тема отчуждения между разными поколениями, родителями и детьми актуальна, наверное, всегда, но кажется, что сегодня эта актуальность ощущается как никогда раньше. Разобщенность поколений выражается не только во внешних признаках, которую, к сожалению, сегодня можно наблюдать даже в приверженном традициям кавказском обществе, но и в той моральной и ценностной пропасти, которая пролегла между старшими и младшими.
Актерский состав, задействованный в спектакле, смотрится гармонично и слажено – камерная обстановка одной комнаты вмещает в себя эмоции и целые жизни шестерых героев. Каншоуби Хашев, Куна Жакамухова, Жанна Хамукова, Тамара Балкарова, Марина Ташева и Владимир Тимижев создают палитру актерских приемов, в которой есть место и драматичности, и комичности. Острохарактерная и эксцентричная Роза в исполнении Куны Жакамуховой какими-то полутонами, микродвижениями меняет наше восприятие этого образа – от улыбки до слез здесь всего один шаг. Пластичность ее актерского мастерства, органичность, с которой она проживает новую роль, не перестают удивлять зрителя, для которого эта артистка остается символом золотого века кабардинского театра. В непривычной характерной роли предстает перед нами и Жанна Хамукова: ее Нина грубовата, прямолинейна и глубоко одинока. Актриса рисует ее портрет резкими мазками, не боясь выглядеть неловкой или нелепой на сцене. Тактичная и сдержанная Диана сыграна Тамарой Балкаровой, которая прекрасно передала основное качество своей героини: умение спрятать свою боль под маской спокойствия и доброжелательности. Основной тон действию задает Каншоуби Хашев: его герой – центральный персонаж пьесы, от которого хотят избавиться дети и за которым начинают охоту «невесты». Актер создал образ человека, получившего горькое прозрение на закате своей жизни, добровольно избравшего отшельничество, вынужденного идти на конфликт с последним близким ему человеком. Разобщенность отцов и детей в сюжете спектакля оттеняется преемственностью младшего поколения актерского состава: Марина Ташева и Владимир Тимижев убедительно изображают циничную, беспринципную супружескую пару. Отношение к ним зрителя несколько раз меняется по ходу действия – в зависимости от их отношения к героям-старикам.
Главное достоинство спектакля «БлэкIам къэгазэ иIэкъым» – это умение режиссера привести этих актеров, таких разных и многогранных, к единому знаменателю, заставить работать на спектакль, не перетягивая на кого-то одного зрительское внимание. Состав виртуозно разыгрывает динамичные сцены и диалоги, умеет держать темп, создать у зрителя напряжение, а потом вдруг происходит разрядка – темп обрывается, и мы остаемся потрясенные, как после электрического разряда, и под впечатлением от того, что только что произошло. Особенно впечатляет последняя сцена – нестандартный и неожиданный режиссерский ход, в котором внешняя эффектность выражает суть внутренних размышлений и персонажей, и режиссера и зрителя: что дальше и вообще есть ли это «дальше» у каждого из героев, независимо от того, к какому поколению они относятся – «отсталых» или «продвинутых».
Театр занимает особое место среди искусств, пожалуй, именно потому, что здесь его объект, то есть публика получает ощущение непосредственного общения с произведением, она выстраивает не эфемерные связи со спектаклем, а вполне зримые и осязаемые – формируется система ассоциативно-эмоциональных взаимоотношений. Именно это личностное отношение каждого зрителя к миру театра делает его важной составляющей общественных рефлексий, поэтому выбор пьесы, трактовка режиссера, реакция публики – все это «проявители» тех вопросов, которые мы часто задаем сами себе, откликаясь на проблемы времени. В этом отношении спектакль Андзора Емкужева должен обозначить нам ту нравственную черту, у которой мы сегодня стоим; и каждый индивидуально перешагивая или не перешагивая через нее, решает эту глобальную проблему, у которой не может быть незначительных последствий.

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
nafitsa
Jun. 10th, 2014 08:04 pm (UTC)
На каком языке была постановка? На кабардинском?
marie_bitok
Jun. 10th, 2014 08:05 pm (UTC)
ага
ranka_008
Jun. 11th, 2014 06:20 pm (UTC)
может я и дойду до театра)
marie_bitok
Jun. 11th, 2014 07:43 pm (UTC)
А могла бы сегодня - со мной))
pretty_siren
Jun. 12th, 2014 04:48 am (UTC)
Прям захотелось пойти :) Спасибо, очень интересно!
marie_bitok
Jun. 12th, 2014 05:36 am (UTC)
Я рада, что эффект достигнут))
agmista_doo
Jun. 13th, 2014 07:52 am (UTC)
Надо моду ввести на посещение театра в Нальчике, большинство молодежи даже не подозревает о его существовании.
marie_bitok
Jun. 14th, 2014 10:54 pm (UTC)
такая тенденция есть - в "Фатуме" всегда аншлаги, а вот с национальными театрами проблемы...
a_sult_h
Jun. 15th, 2014 07:08 am (UTC)
наверное национальной сельской молодёжи интересно быть массовкой, а не зрителем, а городская молодёжь у нас не национальная, т.к. ассоциирует национальное с сельским
______________
мне так кажется довольно давно
marie_bitok
Jun. 15th, 2014 09:44 am (UTC)
Я не думаю, что городская молодежь прямо так думает - по своим бывшим студентом сужу, в основном. Но проблема есть - театральная уж точно. На эту премьеру смогла только одного человека с самого лучшего курса затащить (городской, кстати)
a_sult_h
Jun. 15th, 2014 04:11 pm (UTC)
городские - это когда уже родители в городе росли
______________________
из моих знакомых городских кабардинцев в Нальчике остались единицы и те по семейным обстоятельствам - это показатель само по себе (разворачивать тему дальше и переводить в чиновников не хочу)
agmista_doo
Jun. 15th, 2014 07:20 am (UTC)
Так понятно же почему... Фатум находится напротив СКГИИ (Института Искусств) и, в основном, их студенты заполняют зал.

Сейчас время, когда информационные технологии достигли апогея, человек может с телефона посмотреть любую постановку, из любого театра мира. Поэтому, за зрителя нужно бороться... Наши театры не борются. Постановка - тоже товар, хоть это и жестоко и неправильно звучит, но это так, и его нужно грамотно продать, а о маркетинге наши театры и не слышали. Только недавно стали цветные афиши делать, но этого мало.

Чтобы сделать посещение театра модным для молодежи, привлечь ее туда, надо, чтобы она знала о театрах. В других странах проводятся различные постановки, вне стен театра, прямо на улицах, все, чтобы человек увидел спектакль, проводятся различные информационные акции. Просто представь, идет человек по проспекту Ленина, подходит к площади, что у Белого Дома, а там, прямо в центре площади театральное представление... актеры в костюмах, уже, что-то из ряда вон выходящее, он остановится посмотреть, а если понравится, то придет в театр, и будет ходить постоянно.

Вон, индейцы играющие возле Вестера постоянно находят своего зрителя, потому, что они представляют собой, что-то необычное, новое.
marie_bitok
Jun. 15th, 2014 09:51 am (UTC)
Правильно все! Для того, чтобы зритель шел в зал, а не в кальян-бар или в бильярдную, нужно чтобы он чувствовал - это для него работает и театр, и режиссер, и актеры... А сейчас такого нет - непонятно, кому вообще нужны эти редкие постановки, которые раз в месяц дают: мы успеваем между ними забыть, что у нас есть национальный театр.
agmista_doo
Jun. 15th, 2014 09:58 am (UTC)
Как-нибудь соберусь с мыслями и напишу пост на эту тему...
marie_bitok
Jun. 15th, 2014 10:24 am (UTC)
Будем ждать))
a_sult_h
Jun. 15th, 2014 04:13 pm (UTC)
"Фатум" - это театр Нагоева?
agmista_doo
Jun. 15th, 2014 05:29 pm (UTC)
Ага
a_sult_h
Jun. 15th, 2014 05:30 pm (UTC)
туда точно не только и не столько студенты ходят
marie_bitok
Jun. 15th, 2014 07:22 pm (UTC)
да
agmista_doo
Jun. 15th, 2014 07:24 am (UTC)
К тому же, хотел добавить, с национальными театрами проблема, потому, что основу их постановок, по крайней мере, долгое время, составляли какие-то комедийные постановки. "Громовый гул" поставили как-то в Кабардинском театре, я два раза на него ходил, с огромным удовольствием. Зачем театр нужен? Чтобы зритель мог найти в его постановках ответы на какие-то свои вопросы. А чтобы поржать, можно и телевизор включить. Поэтому и проблема с национальными театрами.
marie_bitok
Jun. 15th, 2014 09:48 am (UTC)
Об этом постоянно говорит Андзор Емкужев во всех своих публичных выступлениях. Да, к сожалению, сейчас театр воспринимается для большинства как развлечение, никто не воспринимает его как искусство, а уж тем более, напряженную работу для серого вещества головного мозга.
Отсюда и полное неумение вести себя в зале (не устаю об этом говорить, но не могу я успокоиться...)
agmista_doo
Jun. 15th, 2014 10:01 am (UTC)
Как бы я хотел увидеть в живую постановку "Гамлета", "Ромео и Джульетты", "Короля Лира", "Венецианского купца"... Понятное дело, что для того, чтобы браться за столь серьезные, фундаментальные вещи нужно иметь смелость, но все же...
marie_bitok
Jun. 15th, 2014 10:26 am (UTC)
"Короля Лира", кстати поставили в прошлом году на кабардинском языке (в переводе Хабаса Бештокова), сейчас эта постановка переехала в "Фатум", есть 2 варианта, если я не ошибаюсь, и на кабардинском, и на русском
agmista_doo
Jun. 15th, 2014 10:27 am (UTC)
Ну вот, значит опять слабо информируют людей. Сегодня все сидят в социальных сетях. Создать бы нашим театрам группы в соц.сетях и по молодежным сообществам раскидывать свои рекламные посты о новых постановках.
marie_bitok
Jun. 15th, 2014 10:37 am (UTC)
у меня есть впечатления только относительно кабардинского театра: там это никому не нужно! чтобы писать рекламные посты, надо же делать то, что можно потом прорекламировать. А работать театр (ну или его администрация) не очень-то рвется.

Edited at 2014-06-15 10:37 am (UTC)
a_sult_h
Jun. 15th, 2014 04:14 pm (UTC)
А если будут рваться, то есть вариант, что окупится в материальном выражении?
( 26 comments — Leave a comment )