?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фильм Стефана Робели «Мистер Штайн идет в онлайн» (2017) можно было бы пропустить мимо себя, если бы не два обстоятельства. Во-первых, здесь вновь поднята тема пожилых людей, которая все чаще и все громче звучит в современном литературно-кинематографическом дискурсе; а во-вторых (возможно, это даже первостепеннее), это Пьер Ришар в главной роли.

Итак, обо всем по порядку. «Мистер Штайн идет в онлайн» - романтическая комедия, слоган которой «История Сирано де Бержерака в эпоху Google». Все – от названия до сипопсиса – обещает массу забавных ситуаций и комедию положений. Но если бы все было так очевидно, пожалуй, такой артист как Пьер Ришар не стал бы участвовать в банальной картине. Да, в этом фильме есть смешные моменты, и эта часть фабулы завязана на возрасте главного героя и его попытками постичь законы интернет пространства. Но в остальном это, хоть и очень легкая, но трогательная и глубокая история поисков выхода из одиночества всеми тремя главными героями: Пьера Алекса и Флоры.

Безусловно, Пьер Ришар здесь, как опытный вожак, ведет свою стаю, то есть актерский состав к победе – к убедительности и художественной достоверности. Он своего рода Акела, только ни разу не промахнувшийся. Как легко было бы и самому актеру, и режиссеру пытаться повторить закрепившийся  за актером образ, и тем самым вольно или невольно перейти в карикатуру на самого себя. Но этого удалось избежать, и Пьер Ришар предстал в образе стильного, умного, слегка авантюрного, слегка одичавшего старика. Из его поздней влюбленности тоже можно было бы сделать нелепицу, но тема эта подана максимально деликатно, и присутствующая в ней капля иронии лишь эту деликатность лишь подтверждает. Возможно, еще один секрет такой подачи образа главного героя кроется в двух партнерах, между которыми у Пьера и развиваются отношения: это Яннис Леспер в роли Алекса и Фанни Валетт в роли Флоры. И в самих героях, и в манере их исполнения артистами есть какая-то особая тактичность по отношению к старшему герою и партнеру.

Возвращаясь к главной теме фильма «Мистер Штайн идет в онлайн», нельзя не отметить в который раз, что проблемы пожилых, их адаптация к миру и возможности жить полной жизнью – важная часть искусства сегодняшнего дня. И если в литературе это мощно звучит сегодня в произведениях французской писательницы Анны Гавальда, то в кино вот такие фильмы поднимают обозначенные вопросы. Очень важно сказать, что за всеми этими социальными проблемами пожилых людей, которые такие фильмы как «Мистер Штайн идет в онлайн», «Квартет» или «Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических», будь то комедия или драма, говорят на самом деле об одном. О том, что сердце не стареет, как бы много морщин ни украшали лицо. О том, что в любом возрасте человек ждет любви и нежности. О том, что возраст – это только цифра, как бы банально это ни звучало. И цифра эта не означает, что духовная жизнь человека теперь чем-то ограничена, она означает лишь, что к «буйству глаз и половодью чувств» теперь добавляется мудрость и жизненный опыт.