?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Аристократизм духа

Возраст должен придавать женщине больше обаяния, а не наделять ее безнадежностью слова «старость». Но порой эти прописные истины набивают такую оскомину и кажутся фантастическими, да и сравнения с вином многолетней выдержки давно утратили правдоподобие. И для скептиков, и безнадежных романтиков в данном случае можно привести несколько примеров, самый яркий из которых – Мэгги Смит.



В тот момент, когда ее лицо покрыла мелкая и частая сеть морщинок, а вердикты врачей не предвещали ничего радужного или даже утешительного, она стала культовой актрисой для целого поколения «Гарри Поттера» (2001-2011): ее профессор Хогвартса Минерва МакГонагалл – это же один из символов «гаррипоттеревского» детства, учитель, у которого хочется учиться. Мы все до сих в тайне (даже от самих себя) переживаем, что нам не пришло письмо из Хогвартса, и, наверное, нам хочется туда прежде всего потому, что мы могли бы учиться у великих учителей, а не для того, чтобы научиться колдовать. Говорят, съемки в волшебном фильме излечили Мэгги Смит от неизлечимой болезни, но скорее, это она сама творит волшебство – каждый раз, когда появляется на экране.

Но эта работа не только не единственная культовая роль актрисы в последний период, но, возможно, что она даже не самая яркая. Участие Смит в сериале «Аббатство Даунтон» (2010-2015) может стать отдельной темой разговора и целого исследования – лингвистического или культурологического. Блестящий образ вдовствующей графини Кроули – это то, что наполняет сериал неповторимым очарованием, а само поместье атмосферой. Безошибочно прописанная в сценарии эта роль объединяет в себе британский снобизм с британским же юмором, и, пожалуй, никому другому не удалось бы это так воплотить на экране, как Мэгги Смит: она безупречна и внешне, и в своих суждениях, и в своем английском аристократизме. Иногда кажется, что смотреть «Аббатство Даунтон» стоит хотя бы ради искрометных афоризмов леди Вайолет, а пересмотреть – ради того, чтобы любовно выписать их в блокнотик (или альбом, как в более изящные времена).

Но работа в таких популярных проектах, к которым было обращено внимание всего мира, не заслонили от актрисы большого кино – того, что снимается не для рейтингов и касс. Ее участие в фильме – это всегда праздник для зрителя, и вероятно, для режиссера и всей съемочной группы тоже. Констанс Трэнтем в «Госфорд парке» (2001), Джанет в «Дамах в лиловом» (2004), леди Гришэм в «Джейн Остин», Мюриэл Доннелли в обеих частях «Отеля «Мэриголд» (2011 и 2015) и, безусловно, Джин Хортон в «Квартере» (2012) – это целая актерская школа, академические образцы того, как перевоплощаться в образ, не изменяя при этом себе. Ее огромные глаза, которые в молодости были такими сказочными, как у маленькой лесной феи, сейчас исполнены мудрости и печали, но и печаль это подернута легким аристократическим пренебрежением к земной жизни.

О том, что пример Мэгги Смит – не единичный случай профессиональной востребованности и особого женского обаяния в красивом возрасте, говорит ее блестящий тандем с Джуди Дэнч. Видя на экране эту пару, понимаешь, что стареть надо именно так – без пафоса, но с достоинством, иронией и морщинками, потому что безупречный макияж доступен всем, а такая живописность и выразительность – лишь избранным.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
aeruphobia
Aug. 7th, 2017 09:18 am (UTC)
как раз пару дней назад посмотрела "Джин Броди". восхитительно переданы все грани характера - термоядерная смесь привлекательного и отталкивающего.
marie_bitok
Aug. 8th, 2017 10:23 am (UTC)
Надо мне посмотреть))
aeruphobia
Aug. 8th, 2017 10:48 am (UTC)
да, это удачная экранизация Спарк. очень яркий образ.
( 3 comments — Leave a comment )